Стили мебели

Олавление:

  1. До нашей эры. Древнеегипетский, древнегреческий и древнеримский стили.
  2.  Византийский стиль (IV-XV века)
  3.  Романский стиль мебели (IХ-ХII вв.)
  4. Готический стиль мебели (ХII-ХY в.в.)
  5. Ренессанс или Возрождение мебели (ХIY-ХYI вв.)
  6. Барокко («причудливый»)
  7. Рококо (1-я половина ХYIII в.)
  8. Классицизм (середина ХYIII - ХIХ вв.)
  9. Ампир (вторая половина ХYIII - начало XIX вв.)
  10. МЕБЕЛЬ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XIX-XX вв.
  11. Функционализм
  12. Поп-арт
  13. Минимализм
  14. Хай-тек
  15. Техно-стиль
  16. Кантри
  17. Прованс
  18. Контемпорари
  19. Эклектика

История развития мебельного искусства тесно связана с возникновением и развитием архитектурных стилей и составляет одну из отраслей декоративного прикладного искусства. В развитии производства мебели отразились социально-бытовые уклады общества, его эволюция, общественные взгляды и вкусы. В разные эпохи создавались различные типы и формы мебели, совершенствовались приемы обработки материалов и способы декоративной отделки.

Итак, можно выделить такие стили мебели. И их же соотнести с периодами Мировой истории.

До нашей эры. Древнеегипетский, древнегреческий и древнеримский стили.

Образцы египетской мебели были найдены при раскопках погребений фараонов (3400 - 2000 гг. до н. э.). Это были чаще всего ларцы, стулья, кровати, табуреты, сделанные из крепких пород дерева с применением богатой инкрустации из малахита, бронзы, слоновой кости. золота, драгоценных камней.

Ножки стульев, кресел и табуретов тогда делали в виде львиных лап, бычьих ног и ставили на каблучки. Спинки обычно были вертикальными, иногда наклонными. Наклонная спинка соединялась с задними ножками дополнительной опорной вертикальной планкой.

Мебель Греции по своим формам была близка к египетской. Наиболее распространенным видом древнегреческой мебели 6ыл ларь. Для изготовления мебели в основном употребляли бронзу, дерево и мрамор.

В V веке до нашей эры - в период расцвета всех искусств Греции - в мебели возникли новые формы, более разнообразные и совершенные по пропорциям и обработке. Гармоничность пропорций и форм, свойственная греческой архитектуре, проявилась также и в мебели. Характерен табурет на четырех ножках (дифрос). Сохранились изображения стула (клисмос) и ложа (клинэ), представляющего собой неглубокий ящик на ножках.

Ножки мебели делали в виде львиных лап с крыльями грифонов, сверху они заканчивались головами зверей, грифонов, сфинксов, ветками аканта и пр. В креслах и диванах из этих же форм делались локотники. Во время еды люди возлежали на клинэ, поставленных вокруг стола. Столы (трапедза) делались низкими. Они были круглыми или прямоугольными по форме и в большинстве случаев переносными. После еды их задвигали под клинэ, высота которой равнялась примерно метру.

Византийский стиль (IV-XV века)

В Византии полностью сохранился римский характер мебели, но чрезмерное увлечение роскошью, перенасыщение предметов обстановки украшениями уничтожило изящество форм мебели. При ее изготовлении делался упор на ценные материалы - золото, слоновую кость, драгоценные камни, что способствовало полному уничтожению византийской мебели. До наших дней не дошло почти никаких ее образцов, сохранились только изображения мебели на миниатюрах.

В византийских жилищах были очень распространены ткани. Из узорных шелковых тканей делали занавесы, покрывала, скатерти. Пользовались византийцы и мягкой мебелью - низкие диваны, тахты,- заимствованной из Персии и других восточных стран.

Романский стиль мебели (IХ-ХII вв.)

Мебель в точности отвечала менталитету и уровню жизни средневековья, удовлетворяя лишь элементарные потребности. Самая распространенная: грубые столы, очень просты и чаще всего это съемная доска на двух козлах, табуреты на трех и четырех ножках, скамьи, стулья без обивки, прямые спинки, точеные ножки. Мебель для сидения делали дощатой, добавляли резьбу и кованные железные детали. Спинки стульев и сами стулья достаточно высокие, их величина указывала на знатность происхождения. Мебель в романском стиле часто окрашивали в яркие цвета. Материалом для изготовления мебели в романском стиле служили ель, кедр и дуб.

Готический стиль мебели (ХII-ХY в.в.)

Лишь после X-го века в обеспеченных домах Франции появились вестники новой эпохи – предметы, выполненные в легком витиеватом стиле, украшенные барельефами и резьбой. Это стиль – готика.

Мебель готического стиля изящна и проста, ее декор составляют различные архитектурные детали, колонны, шпили, башенки и т. п. В это же время появился и любимый всеми нами шкаф – до этого одежду хранили в сундуках и ларях. Сначала в своем простейшем воплощении, позже со стеклянными дверцами и раздельными полками, приняв обличие и книжного шкафа, и шкафа-бюро.

В предметах обихода господствует копирование в дереве церковной архитектуры. Каркасы украшаются архитектурными членениями: стрелами, башенками, поперечными ребристыми элементами, а также изображениями фигур.

Стулья все такие же прямые и неудобные. Столы приобретают более разнообразные формы. Самым характерным является стол с торцевыми стенками, сильно выступающей столешницей, с глубоким выдвижным ящиком. Появляются письменные столы с поднимаемой столешницей.

Ренессанс или Возрождение мебели (ХIY-ХYI вв.)

Традиции средневековой готики продолжает и преобразует новая эпоха – эпоха ренессанса. Это слово не даром переводится как «возрождение», именно тогда, во второй половине второго тысячелетия, человечество, взамен религии, выбрало путь науки. И эстафету мебельного новаторства вновь принимает Италия.

Итальянская мебель этого времени – воплощение художественного принципа согласования деталей, сообщенного с античными мотивами. Экспрессивным вертикалям готики противопоставляются спокойные горизонтальные членения, гармония и соразмерность.

Тяготевшая к стенам мебель начинает постепенно сменяться на более легкую и подвижную. Орнамент также отталкивается от античных образцов, но становится более утонченным. Цвет мебели - натуральный цвет древесины.

Барокко («причудливый»)

В XVII веке на смену ренессансу приходит вычурный стиль барокко. Несдержанность форм и линий, романтические сюжеты, перегруженные лепкой, живописью и позолотой отражают дух Франции этого времени.

Основные элементы восходят к античности. Главное же, что отличает барокко, - это повышенная динамичность форм, беспокойный ритм кривых линий. Плавные геометрические линии овалы, спирали и другие более сложные и запутанные очертания. Для формирования выпуклых поверхностей возникает техника деревянного мозаичного набора, когда кусочки фанеры склеивали, шлифовали и покрывали лаком. В результате появляются очень пластичные поверхности предметов: крученые колонны, богато профилированные карнизы и рамки.

В стульях появляется гнутая ножка, но пронога сохраняется. В декор вводится позолота и инкрустация. Все чаще обивается декоративными тканями и украшается бахромой.

Впервые появляются гарнитуры, входит в употребление комод.

Франция этого времени была родоначальником всякой моды, и даже король неотрывно связывал себя с какой-либо стилистикой. Барокко, например, считается стилем Людовика XIV, а «рококо» - стилем Людовика XV. В последнем, по сравнению с барокко, появляется некоторая сдержанность, легкость и изящество. Мягкая мебель приобретает необыкновенную популярность – неотъемлемыми попутчиками кресел и диванов становятся встроенные шелковые подушки и пуфы с сюжетной вышивкой.

Рококо (1-я половина ХYIII в.)

Постепенно пышный и величественный стиль барокко перешел в более легкий, капризный стиль рококо, характерный абсолютным отсутствием прямых линий.

Во Франции мебель стиля рококо носит название стиля Людовика XV. Выдающиеся мастера-мебельщики - Крессен, бронзовщик Кафиэри. Это мебель изящная, небольшая по размерам, со скругленными углами и удобная для пользования. Характерные изогнутые ножки, спинки и локотники, диваны обильно украшались резьбой и бронзовыми накладками в виде гирлянд цветов, растений, раковин, составляющих своеобразный рисунок рокального орнамента. Деревянные части предметов красили в светлые тона - белый, голубой, зеленый, - лакировали и местами золотили. Позже бронзовые детали в отделке мебели заменили привезенные из Китая лаки.

На сиденье, спинку и локотники диванов и кресел накладывали подушки, обитые шелковой материей, с крупными букетами цветов. В обиходе появились комоды, передний фасад которых был украшен китайским лаком или пейзажем в китайском духе - с пагодами, ажурными мостиками, башнями и пр.- декоративные столы, богато инкрустированные. Со второй половины XVIII века предметы обстановки начали украшать мозаикой из дерева (мастер-краснодеревец Эбен). Основным материалом для изготовления мебели было дерево местных пород - липа, орех, легко поддающиеся мелкой и тонкой резьбе.

 

В английской мебели XVIII века были созданы новые, очень удобные и красивые формы, которые распространились далеко за пределы Англии и сохранились в производстве мебели разных стран до наших дней. В создании этих форм мебели большая заслуга принадлежит замечательному мастеру-краснодеревцу Томасу Чиппенделю (1709 - 1779). Мебельное производство до Чиппенделя находилось под сильным влиянием голландской мебели (стиль королевы Анны), отдельные элементы которой были заимствованы из Китая: изогнутые ножки стульев, кресел, столов и комодов в виде птичьей лапы, зажавшей шар, геометрические, угловатые резные спинки кресел и детали шкафов с ажурными перекладинами своеобразного китайского орнамента.

Из этих элементов Чиппендель начал компоновать свою мебель, придавая ей более легкие, изящные формы рококо, улучшая ее пропорции и удобство. Образцы предметов обстановки, созданные им, были легки и изящны по форме, с удобными и красивыми пропорциями.

В мебели для сидения рождаются новые формы: Канапе, шезлонг, глубокое кресло «бертер». У стульев исчезают проноги. Появляются секретер и туалетный столик.

Классицизм (середина ХYIII - ХIХ вв.)

Пресыщенность причудливыми формами рококо вызвала к жизни призывы к искусству более трезвому и рациональному. Воскресла мода на всё античное.

Так возник классицизм с его идеями о строгих ясных логичных формах. Капризные формы рококо постепенно «успокаиваются» линии выпрямляются, начинает господствовать ясность и гармоничность пропорций, равновесие частей. Декор сводится к самому необходимому. Мебельные ножки выпрямляются, подчеркивается их функция опорно-несущих конструкций. Они уподобляются суживающимся к низу колоннам. В мебели классицизма уже нет слитности деталей в одну массу, подчеркивается конструктивный принцип.

Мягкая мебель обивается тканями с цветочным орнаментом. В декоре преобладают античные мотивы. Нередко употребляются цветные лаки (белый, зелёный) в сочетании с лёгкой позолотой отдельных деталей.

Ампир (вторая половина ХYIII - начало XIX вв.)

С приходом военной империи Наполеона классицизм приобретает античный оттенок. Для декора все чаще используется военная символика (мечи, шпаги, копья), формы приобретают конструктивность, четко выраженный архитектурный профиль – возникает стиль «ампир» (от фр. "империя"). Этот стиль, сформированный классической геометричностью вкупе с ярко выраженной парадностью, быстро начал набирать популярность в Европе. Триумфальная тематика заметно вытеснла пасторальную: мебель того времени обильно украшена изображениями факелов, трофеев, различных типов оружия, императорских орлов (ими украшались кресла и стулья, диваны, фасады шкафов).

Обеденные столы имели обычно круглую столешницу и были достаточно массивными. Кровати того времени по форме напоминали ладью, а то и римский саркофаг. По бокам кровати, установленной на цокали, симметрично друг другу располагались элегантные тумбочки. Подлокотники кресел "укладывались" на фигурки различных животных и птиц.

Мебель ампира была далеко не такой удобной как до этого: комфортом сознательно жертвуют ради величественности форм. Массивная с гладкими полированными поверхностями, декоративными накладными бронзовыми рельефами, деталями в виде карнизов, колонн, львиных лап, она была схожа с архитектурными сооружениями.

Столы-бюро, стулья и кресла, подобно зданиям, опирались на колонны и золоченые статуи, заменявшие ножки.

МЕБЕЛЬ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XIX-XX вв.

В жилых домах буржуазии и купечества в 20-х годах XIX века появляется более интимная, скромная по сравнению с предметами стиля ампир мебель, получившая название мебель стиля бидермейер.

При создании вещей стиля бидермейер главное внимание уделялось удобству и уюту обставляемого помещения. Мебель делали небольших размеров, с гармоничными, округлыми линиями, без излишних украшений, используя красивую фактуру фанеры разных пород дерева (красного дерева, березы, груши).

Основными материалами для обивки были ситец и репс.

Очень распространенной стала мебель с выдвижными ящиками в виде шкафов, комодов, рабочих столиков, секретеров, витринок, различных этажерок, трельяжей, подставок, диванов и соф. С 30-х годов XIX века характерна быстрая смена моды на мебель. Предметы обстановки, созданные в это время, повторяли вещи прошедших стилей - готики, рококо, Ренессанса. В некоторых образцах мебели компонуются элементы разных стилей. Это приводит к эклектическим, неинтересным формам. Модна была мягкая мебель со множеством драпировок, оборок и подушек.

Появляется увлечение восточной мебелью. Входят в потребление мягкие турецкие диваны, оттоманки, курительные столики, китайские и японские предметы обстановки. В конце 40-х годов повторяется стиль рококо, получивший название в Англии стиля королевы Виктории, во Франции стиля Людовика-Филиппа, а позднее стиля Наполеона III. Модной мебелью в 50-е годы XIX века была гнутая (венская) мебель, получившая широкое распространение благодаря тому, что она была дешевой, легкой и удобной в пользовании.

В 90-е годы XIX века появляется стиль модерн, характерный поисками новых форм в мебели, в ее отделке и материале. Мебель стиля модерн была очень разной. Создатели этого стиля в своих решениях стремились к большей комфортности, гигиеничности, новым композициям.

Мебель стиля модерн не имеет четкой, логически обоснованной архитектурной формы, для ее украшения используются асимметричные решения композиции.

В XIX-XX веках элементы интерьера приобретают тот вид, к которому привык современник. Изящество передает эстафету простоте и удобству. Необыкновенную популярность приобретают шкафы, столики и секретеры с выдвижными ящиками, мягкая мебель теряет всякую вычурность, составляется из простых колоритных соотношений, в качестве обивок используются натуральные ткани ситец и репс. В 90-е годы XIX-го века появляется стиль «модерн», не имеющий строгих границ в дизайне или исполнении. Строгость форм, поиск пропорций и композиций, стремление к большему комфорту и гигиеничности и полное отсутствие строгих правил исполнения – вот основные черты стиля «модерн». Меняются и материалы – красное дерево уступает место дубу, ореху, березе и груше, дорогие ситцевые обивки – более дешевыми, но гигиеничными тканями.

Мебели на рубеже ХХ веке и XXI вв.

Функционализм

Стиль был заложен в 20- 30-е годы XX века немецкой школой дизайна Баухаус. Полное отрицание излишней декоративности. Философия стиля - форма определяется функцией. Дом - это машина для жилья, поэтому интерьер строится по принципу функциональности.

Мебель может иметь прямоугольные лаконичные формы или смягченные пропорции, когда кресло в точности повторяет линии спины и рук сидящего. В любом случае эта мебель всегда узнаваема, ее отличают ясные и законченные формы. Обивочные материалы (кожа или текстиль) идеально облега­ют наполнитель, балансируя на грани между мягкостью и упругостью. 

Поп-арт

Появляются скульптурные обтекаемые формы из пластика ярких расцветок, возникает мебель на одной опоре. Модели мебели подобны скульптурам. Присутствие ярких предметов, неожиданных форм оживляют любой интерьер. Мебель технологична и общедоступна.

Минимализм

Мебель в стиле минимализм лаконична и сдержана. Для неё характерны прямолинейность и простота, отсутствие аксессуаров, рисунков и узоров.

Хай-тек

Пожалуй, мебель в стиле Хай-тек это противоположность мебели в классическом стиле. Ее производят не из дерева, а из стекла и металла, иногда уместно производство такой мебели из пластика. Конечно, внешний вид мебели в стиле Хай- тек тоже отличается, так как это оплот современности, а не испокон сложившихся традиций. Хотя кое–что общее у этих стилей есть. Хай-тек и Классический стиль дизайна интерьера несут в конструкциях мебели строгость, лишенную изображенных цветов, орнамента и других украшений. Столы в стиле Хай-тек обладают строго прямоугольными или круглым столешницами из стекла, а стулья отличаются ножками и спинками из металла. Естественно, что обивка мебели и перетяжка мебели в стиле Хай-тек все таки имеет место, так как сидеть на твердых диванах сложно.

Техно-стиль

Мебель выполнена с применением перфорации и штамповки. Создает впечатление деталей машин истанков.

Кантри

Кантри - стиль воплощает предметный мир загородного дома. Стиль кантри в каждой страны имеет свой колорит и этнические черты. Скандинавский- дерево некрашеное или белое, трафаретные рисунки, ткань в клетку или полоску. Американский - индейские мотивы на обивки, кожаная обивка. Английский - мебель из старой сосны, часто окрашенные в полоску, старая полированная мебель. Французский - ткани с мелким рисунком ярких цветов. Мебель простая, грубоватая.Стиль кантри (деревенский стиль) многолик, ведь в каждой стране свой особый сельский колорит. Особый интерес в наши дни вызывают интерьеры во французском кантри, а именно – в стиле «прованс».

Прованс

Прованс — это южный регион Франции, ассоциирующийся у многих европейцев с великолепной природой, ярким солнцем, запахом синего моря и вкуснейшей деревенской едой. Само же слово «прованс» переводится как «провинция». Таким образом, прованский стиль интерьера – это стиль провинциальных домов на юге Франции.

Из всех разновидностей кантри стиль прованс в дизайне интерьеров – один из самых популярных, потому что ассоциируется не просто с деревней, но еще и с морем, солнцем, запахом цветущих растений, то есть с великолепным отдыхом на лоне природы. Все это сказалось на эстетике прованса: выгоревшие на солнце цвета, много живых и засушенных растений, естественность, простота, незамысловатость линий. Еще одна черта, характерная для кантри в целом, присуща и стилю прованс – это архаика. Жизнь в деревне размеренна и нетороплива – изменения происходят очень медленно, а новые веяния приживаются с большим опозданием. Для этого стиля характерны деревянные, плетёные или кованные мебель и предметы интерьера. Самая распространенная мебель в стиле прованс – это буфеты, комоды, книжные шкафы, шкафы с антресолями и выдвижными ящиками, скамьи, лавки, столики и тумбы с выдвижными ящиками, массивные обеденные столы. Шкафы отличаются небольшой высотой. Цвет мебели – белый, кремовый, светло-зеленый, лавандовый, коричневый и светлого дерева. Фасады мебели иногда украшаются росписью цветочными узорами.

Мебель в стиле «прованс» принято искусственно состаривать — наносить потёртости и трещинки, придавая ей вид деревенской мебели «с историей».

Контемпорари

Мебель массового производства. Удобство, простота, функциональность, доступность. Стенки, встроенные шкафы, удобная простая мебель - составляющие этого стиля. Легко трансформирующаяся, раскладная, модульная мебель.

Эклектика

Эклектика - соединение 2-3 стилей, объединенных общим материалом, одной фактурой.


страница для печати